28.11.2023 09:30
Новости.
Просмотров всего: 13797; сегодня: 2.

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

История железнодорожной станции города Ясиноватая на Донбассе

Территория, на которой расположен город Ясиноватая, была заселена еще в глубокой древности. В окрестностях города в ходе археологических раскопок обнаружены неолитическая стоянка, 25 курганов и других захоронений эпохи меди и бронзы.

До XVI в. Донецкий каменноугольный бассейн был населен кочевниками: тюркскими народами и калмыками. В конце XVI – начале XVII вв., после возникновения донского казачества, появились оседлые жители, так называемые «казацкие зимовники». Донецкие степи входили в сферу интересов Запорожской Сечи, позже здесь стали селиться беглые крестьяне с Днепра и Дона, а также отшельники, занимающиеся земледелием, скотоводством и охотой. В середине XIX в. сюда переселяют малоземельных государственных крестьян из Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний.

В 1795 г. на Донбассе впервые были найдены залежи каменного угля. Во второй половине XIX в. темпы разработки угля увеличились. История города Ясиноватая теснейшим образом связана с развитием промышленности на Юге России. В 1869 г. был основан Юзовский металлургический завод. Началось строительство Константиновско-Еленовской железнодорожной линии, которая соединила завод с Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой, а также с районом Еленовки, богатым залежами известняка и железной руды. Станция Ясиноватая была основана в результате строительства первого участка железной дороги Константиновка-Александровка. Датой основания города считается 1872 г., именно 25 марта 1872 г. на этом участке открылось железнодорожное движение.

Вокруг станции Ясиноватая постепенно вырос небольшой поселок. Название станция получила от села, которое располагалось в 4 км от нее, на правом берегу в верховье речки Кривой Торец.

Комитетом министров в начале 1880-х гг. был утвержден план сооружения казенной железнодорожной магистрали от ст. Долинской близ Кривого Рога до Ясиноватой на Донбассе, названной Екатерининской железной дорогой. Линия протянулась на 491 км, а в строй Екатерининская железная дорога была введена в мае 1884 г. Строительством руководил инженер В.А. Титов, благодаря которому были расширены полосы отчуждения и уложены рельсы тяжелого типа. В результате прокладки железнодорожной линии было выстроено 298 мостов. Новая дорога пролегала через богатейшие месторождения известняков и марганцевых руд, через хлебородные уезды Российской империи. Топливо-металлургическая база Юга России получила мощный толчок развития. За первый год эксплуатации прибыль с перевозок полностью покрыла расходы на строительство железной дороги, а в конце XIX в. Екатерининская железная дорога по объему перевозимых грузов вышла на первое место в России. Станция Ясиноватая из линейной превратилась в узловую.

Первыми жителями поселка были бывшие строители железной дороги, в основном выходцы из густонаселенных районов Центральных губерний России, обедневшие местные крестьяне и ремесленники. Труд большинства железнодорожников, особенно станционных рабочих, оплачивался низко. Рабочие проживали в землянках и бараках.

К началу XX в. численность населения Ясиноватой составила около 4000 человек, работали телеграф, 10 торговых заведений, построены церковь, одноклассное училище, четырехклассная школа, кирпично-черепичный завод, паровая вальцевая мельница, угольный склад и склад земледельческих орудий, работал также приемный покой, обслуживающий больных. На станции было выстроено двухэтажное здание вокзала.

Перед Первой мировой войной на железнодорожной станции Ясиноватая располагалось 25 верст станционных путей, оборотное депо для восьми паровозов, путевые мастерские и казармы. Суточная пропускная способность станции составляла 19 пассажирских и 90 товарных поездов с углем и известняком, рудой и хлебом.

Текст: Т.В. Богданова, Российский государственный исторический архив (РГИА).

Заглавное изображение из открытых источников.


Исторические события:


Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА
Телеграмма на имя начальника Екатерининской ж.д. 10 декабря 1911 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА
Доклад Совету управления Екатерининской ж.д. о рассмотрении смет и расценочных ведомостей на работы по развитию ст. Ясиноватая. 17 февраля 1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА
Рапорт начальника Екатерининской ж.д. в Управление железных дорог. 13.08.1912 г. РГИА

Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА
Проект расширения ст. Ясиноватой Донецкой железной дороги. 1912 г. РГИА

Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА
Проект жилого дома с надворными постройками на станции Ясиноватая. 1912 г. РГИА

Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА
Справка, составленная управляющим Эксплуатационного отдела Управления железных дорог, о продолжении работ по развитию Ясиноватского узла. 28 марта 1916 г. РГИА


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10644 публикации
Сайт: vk.com/rusarchives?w=wall-164851212_6296
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...