03.11.2023 09:10
Мероприятия.
Просмотров всего: 6884; сегодня: 2.

Фотовыставка в Петербурге расскажет об индустриализации в СССР

Фотовыставка в Петербурге расскажет об индустриализации в СССР

В Российском этнографическом музее открылась серия фотовыставок «Шаг великих работ», посвящённых 95-летию индустриализации в СССР. Выставочный проект реализован при поддержке фонда «История Отечества».

Проект «Шаг великих работ» включает три фотовыставки — «Свет над Россией», «Здесь встанут стройки стенами», а также «Я — участник». Экспозиции объединены общей темой индустриализации и представляют взаимосвязь различных направлений индустриального строительства в СССР (всего — 120 фотографий). Многие снимки, среди которых есть работы таких знаменитых фотографов, как М.З. Пенсон, Е.М. Лангман, Г.И. Гер, публиковались на первых полосах в качестве иллюстраций к передовицам союзных, республиканских, реже — заводских газет и журналов, которые сотрудничали с «Пресс-клише», «Союзфото», местными телеграфными агентствами.

Характерная традиция времени, когда визуальный язык и текст обогащали друг друга, нашла отражение и в данном проекте: сюжеты фотографий дополнены цитатами из художественных произведений советских писателей 1930-х годов. В уникальном фотографическом собрании Российского этнографического музея хранится более 3000 сделанных в 1920–1930-е годы фотографий, большинство из них сопровождены описаниями с указанием автора снимков (фотографа или собирателя). Музей, будучи в 1920-1930-е годы одной из действенных площадок для популяризации советской национальной политики, начал в этот же период комплектование фотографий, представляющих строительство молодого многонационального государства, в том числе по такой новой для своей деятельности теме, как индустриализация.

«Проект “Шаг великих работ” — наш первый опыт репрезентации уникальных фотографий из собрания музея в формате трёх планшетных выставок. Нам показалось важным не просто представить снимки в контексте заявленной темы, но и интерпретировать их в традиции 1930-х годов, когда визуальный язык и текст дополняли друг друга. Насколько это получилось — судить зрителю и нашим посетителям, которым впервые представлена возможность познакомиться с проектом в течение ноября не только в стенах музея, но и на партнёрских площадках — залах Санкт-Петербургского филиала Архива РАН и Музея политической истории России», — прокомментировала куратор проекта, заведующая отделом фотографии Российского этнографического музея Карина Соловьева.

Индустриализация в СССР оказала огромное воздействие на формирование нового визуального языка в репортажной съёмке конца 1920-х годов. Именно в этот период пресс-фотография стала заметным явлением общественно-политической жизни молодого государства, его мощным идеологическим оружием, призванным наглядно представить не только образ новой страны во всем её социально-экономическом и этногеографическом разнообразии, но и непосредственных участников, героический труд которых помог осуществить фундаментальные исторические преобразования.

Выставка «Свет над Россией», получившая название от одноименного советского кинофильма 1947 года, представляет масштабные изменения, произошедшие в добыче природных ресурсов на огромной территории всего Советского Союза.

Выставка «Здесь встанут стройки стенами» расскажет о масштабном строительстве, которое получило наибольший размах в 1930-х годах, во время первой и второй пятилеток. В этот период были построены крупные заводы, которые стали основой для развития тяжёлой промышленности, металлургии и машиностроения и сыграли ключевую роль в механизации сельского хозяйства и дальнейшем индустриальном развитии СССР.

Выставка «Я — участник» повествует о героическом труде ударников первой пятилетки, внёсшем огромный вклад в ускорение темпов развития экономики. Шахтёры, новаторы производства, рабочие впервые стали героями главных полос всесоюзных, республиканских и местных газет и журналов: обобщенный и персонифицированный образ созидателя и творца начавшейся индустриализации был неотъемлемой частью общественной жизни.

Серия выставок «Шаг великих работ» будет доступна для посещения в Российском этнографическом музее до 15 ноября 2023 года. Затем её снова можно будет увидеть в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, а после она отправится в Государственный музей политической истории России, где будет работать с 24 ноября 2023 года.

По материалам Российского этнографического музея.

Фото:  Российское историческое общество.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10643 публикации
Сайт: historyrussia.org/sobytiya/vystavki/v-rossijskom-etnograficheskom-muzee-otkrylis-fotovystavki-ob-industrializatsii-v-sssr.html
Поделиться:

Интересно:

"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
24.03.2025 18:25 Аналитика
"Георгиевские" священники. Удивительные подвиги военного духовенства
Военное духовенство в России появилось более трёх веков назад по указу императора Петра Великого. Перед боем священники ободряли воинов, а во время сражения спасали раненых, напутствовали умирающих и, нередко, совершали настоящие подвиги во славу Отечества. В сегодняшней России институт военного духовенства (капелланов) возрождён и, вот уже несколько лет, как успешно функционирует. Существовал он и в Российской империи, где военные священники в армейских полках и обер-иеромонахи на кораблях военно-морского флота появились ещё в начале XVIII столетия по указу императора Петра Великого. Священники-капелланы освящали военные городки, корабли при их закладке и спуске на воду, военные знамёна и оружие солдат. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших бойцов. В мирное время военные священники обычно находились в пределах военных баз...
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...