24.06.2022 00:15
Новости.
Просмотров всего: 53510; сегодня: 18.

Прошло заседание госкомиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Трутнев провёл заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Обсуждались модернизация производственных мощностей судостроительных и судоремонтных организаций, развитие транспортных коридоров с использованием Северного морского пути и его акваторий, создание международной арктической станции «Снежинка», программа кластерного освоения месторождений твёрдых полезных ископаемых в Арктической зоне России.

 «Разрыв экономических связей с недружественными западными странами привёл к развороту потоков продукции экспортирующих предприятий на восток, резко увеличив нагрузку на Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Оценочно уже сегодня дефицит провозных мощностей Восточного полигона в 2022 году превышает 100 млн т. Северный морской путь может и должен частично взять на себя возросшую транспортную нагрузку», – отметил Заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев.

Как доложил статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, планом развития инфраструктуры Северного морского пути предусмотрено строительство 37 судов (8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов), включая ледоколы проекта 22220 и проекта «Лидер». Два из них, ледокол «Арктика» и «Сибирь», уже построены и работают на трассе Севморпути. В ноябре планируется сдача серийного универсального атомного ледокола «Урал».

По информации госкорпорации «Росатом», для обеспечения устойчивой эксплуатации Северного морского пути необходимо предусмотреть строительство дополнительно 6 ледоколов, а также 16 аварийно-спасательных судов и судна атомного технологического обслуживания. Кроме того, для реализации арктических инвестиционных проектов запланирована постройка ещё 32 транспортных судов ледового класса.

Обсуждалось строительство газовозов и танкеров-челноков. В частности, 15 газовозов запланированы к постройке на судоверфи «Звезда». В планах – строительство дополнительных судов для транспортировки продукции инвесторов по Севморпути.

Минпромторг России представил предложения по содействию предприятиям судостроения. Так, министерством прорабатываются меры господдержки судостроения и судоремонта не только с помощью госпрограмм, но и на основе других механизмов. Например, по линии Фонда развития промышленности выдаётся льготный заём на реализацию инвестиционных проектов, целью которых является в том числе и развитие производственных мощностей предприятий.

Минпромторгом внесено предложение по разработке пилотного проекта по установлению нулевой ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики. Одно из условий пилота: предприятия судоремонта в этих регионах должны выполнить встречные обязательства по сохранению численности работников и модернизации своих мощностей.

В повестку заседания вошло обсуждение развития существующих и формирование новых транспортных коридоров с использованием Северного морского пути. Как напомнил Юрий Трутнев, сейчас продолжается работа по развитию международного транспортного коридора «Европа – Арктика – Азия», который свяжет Белоруссию, Калининград, Санкт-Петербург и Мурманск с Петропавловском-Камчатским и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предполагает комплексное развитие морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта Арктической зоны России, а также модернизацию портов Мурманск, Архангельск, Индига, Диксон, Певек, Сабетта, Дудинка и Тикси.

По словам заместителя Министра транспорта Александра Пошивая, в акватории Северного морского пути создаются морские терминалы для обработки грузов крупных инвестиционных проектов: в порту Сабетта строится терминал «Утренний» для проекта «Арктик СПГ 2», в порту Диксон строятся терминалы «Бухта Север» для проекта «Восток Ойл» и терминал «Енисей» для проекта «Северная звезда» корпорации «АЕОН». В порту Певек проектируется терминал «Наглёйнын» для реализации проекта Баимского ГОКа.

В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в районе морского порта Мурманск осуществляется реконструкция объектов морской портовой инфраструктуры первого, второго и третьего грузовых районов порта, идёт строительство нового угольного терминала «Лавна». В планах – развитие Архангельского транспортного узла и строительство морского порта вблизи пос. Индига.

На Ямале будет построена круглогодичная арктическая научная станция «Снежинка», использующая передовые технологии в области производства чистой энергии и систем жизнеобеспечения. Станция будет располагаться в Нефритовой долине ЯНАО и станет первым в мире научно-образовательным комплексом, который работает на водородной энергетике. Российские учёные смогут проводить здесь исследования по целому комплексу направлений, включая водородную энергетику, термостабилизацию вечномёрзлых грунтов, технологии сокращения углеродного следа, арктическую медицину, телекоммуникации в высоких широтах, аэро- и гидропонику, роботизированные платформы с искусственным интеллектом. Программу исследований, заявленную при разработке проекта, уже поддержала Российская академия наук.

«Мы рассчитываем, что этот проект станет своеобразным аналогом МКС в Арктике. Изучение арктического климата и окружающей среды остаётся важной стратегической задачей, решение которой требует масштабной кооперации. Россия, значительная часть которой расположена в высоких широтах, заинтересована в проведении прорывных исследований в Арктике, и станция “Снежинка”, безусловно, внесёт свой вклад в изучение этой климатической зоны», – заметил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

До конца текущего года предусмотрена разработка проектно-сметной документации для создания станции и получение положительного заключения государственной экспертизы. Приступить к строительству планируют в следующем году. Начало тестовой эксплуатации проекта запланировано на 2024 год. Основные работы по созданию «Снежинки» ведут Минобрнауки и Московский физико-технический институт (МФТИ). Технологии, которые впоследствии будут использоваться на «Снежинке», уже проходят проверку на тест-полигоне на базе МФТИ.

Участники заседания обсудили кластерное развитие месторождений твёрдых полезных ископаемых в АЗРФ. Такое объединение участков недр в горнопромышленные кластеры позволит создать крупнотоннажные участки недр с относительно невысокими содержаниями металлов в рудах, а единая обеспечивающая инфраструктура позволит минимизировать капитальные затраты на освоение месторождений и повысить их эффективность.

Было отмечено, что объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 2021 году составил около 34,9 млн т. Это почти на 2 млн т больше, чем в 2020 году, когда было перевезено 32,9 млн т. Из них нефть – 7,9 млн т, СПГ и газовый конденсат – 20,6 млн т, уголь – 0,1 млн т, металлы – 0,9 млн т, транзит – 2 млн т и грузы обеспечения – 2,9 млн т. Всего перевезены грузы общей стоимостью 1,6 трлн рублей, из которых металлы и руды составили 856 млрд рублей. Таким образом, превышен целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути», в соответствии с которым к 2021 году необходимо было достигнуть 32 млн т грузопотока. При этом положительная динамика сохраняется: по предварительным оценкам, объём грузопотока по Северному морскому пути за первое полугодие 2022 года может вырасти на 5–7% по отношению к первому полугодию 2021 года. К 2024 году планируется создать инфраструктуру для увеличения грузопотока до 80 млн т и повышения суммарной мощности портов на Северном морском пути – до 83 млн т в 2024 году.

«Запуск пилотного кластера в Якутии возле посёлка Усть-Куйга, включающий в себя Кючусское месторождение золота, Тирехтяхское месторождение олова и Депутатское месторождение олова, а также развитие перспективных кластеров в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, в Якутии и Чукотском автономном округе могут обеспечить дополнительно 10 млн т грузопотока и принести до 100 млрд рублей поступлений в бюджеты всех уровней», – сообщил специальный представитель госкорпорации «Росатом» по развитию Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов.

Энергоснабжение пилотного кластера в Якутии будет создано за счёт строительства двух реакторов атомной станции малой мощности (АСММ). Первый реактор мощностью 55 МВт обеспечит электроэнергией Кючусское золотое месторождение и прилегающие посёлки электро- и тепловой энергией. Второй реактор мощностью 55 МВт предоставит электроэнергию для реализации проектов Тирехтяхского и Депутатского оловянных месторождений, а также обеспечит электро- и тепловой энергией посёлок Депутатский в срок до 2030 года.

В рамках президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики был поднят вопрос субсидирования ставки по кредитам, выданным на цели реализации инвестиционных проектов в АЗРФ. В связи с существенным ростом ключевой ставки Банка России предприниматели, реализующие инвестиционные проекты, столкнулись с удорожанием стоимости кредитных средств. Для поддержки бизнеса была разработана программа субсидирования процентных ставок для инвесторов, реализующих проекты в Арктике.

Было одобрено решение о возможности предоставления субсидий на общую сумму 1,4 млрд рублей в 2022 году пяти инвестиционным проектам. Поддержку получили проекты по разработке Харбейского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе и строительству аэропортового комплекса в Новом Уренгое, созданию газохимического комплекса в Ненецком автономном округе, строительству комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск, освоению Сырадасайского угольного месторождения в Красноярском крае. Общий объём инвестиций в эти проекты составит 573 млрд рублей. Их реализация позволит создать более 2 тыс. рабочих мест.

Певек Чукотского автономного округа является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

Тематические сайты: Арктические территории и шельф, Государство, Добыча ископаемых, Инфраструктура, Кластерное развитие, Судостроение, Транспортные коридоры, Экономика
Сайты субъектов РФ: Архангельская область, Калининградская область, Камчатский край, Красноярский край, Москва, Мурманская область, Ненецкий АО, Санкт-Петербург, Саха (Якутия) Республика, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО
Сайты столиц субъектов РФ: Архангельская область - Архангельск, Калининградская область - Калининград, Камчатский край - Петропавловск-Камчатский, Мурманская область - Мурманск
Сайты городов субъектов РФ: Ямало-Ненецкий АО - Новый Уренгой
Сайты моногородов субъектов РФ: Чукотский АО - Певек
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Беларусь, Россия
Сайты регионов мира: Европа Восточная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12077 публикаций
Сайт: government.ru/news/45812/
Поделиться:

Интересно:

Что надо знать о камеральной проверке
21.06.2024 18:12 Консультации
Что надо знать о камеральной проверке
Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Ее проходят все предприниматели после сдачи декларации, отчета или расчета. В большинстве случаев проверка проводится без участия предпринимателя. Для ее начала не требуется какого-либо...
Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
21.06.2024 12:17 Новости
Как следили за качеством продуктов в лавках Москвы в XVIII и XIX веках
Торговля пищевыми продуктами всегда привлекала внимание городских властей в Москве. Особую важность они придавали хорошему качеству товара, так как от этого зависело здоровье горожан, предотвращение эпидемий дизентерии, тифа и многих других инфекционных болезней. Поэтому проверки условий хранения и...
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
20.06.2024 16:35 Новости
Как СССР помогал Северному Вьетнаму в войне против США
5 августа 1964 года американская авиация впервые нанесла воздушные удары по территории Демократической Республики Вьетнам (ДРВ или Северный Вьетнам). Спустя полгода США начали операцию «Раскаты грома», развязав тем самым уже полномасштабную воздушную войну против этой азиатской страны.   ...
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
20.06.2024 15:37 Аналитика
«Краснодарский спрут» и прокурор Найдёнов
Автор: Александр Звягинцев С первых дней работы в прокуратуре меня поражало убеждение большинства сограждан нашей великой страны, что разобраться и наказать виновных прокурору ничего не стоит — было бы желание. Люди считали, что закон торжествует сам собой, надо только, чтобы прокурор отдал...
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
20.06.2024 14:57 Аналитика
Большинство россиян этим летом выбрали отдых внутри страны
73% туристов, отправляющихся на отдых в летние месяцы воздушным транспортом, выбрали поездки по стране. Среди самых популярных направлений — Сочи и Санкт-Петербург: 21 и 14% от внутренних бронирований россиян соответственно. Каждое четвертое бронирование...